Психологическая экспертиза в Волгограде

По характеру вопросов, решаемых данной экспертизой можно выделить следующие виды психологической экспертизы:
экспертиза индивидуально-психологических особенностей (личности) обвиняемого (подсудимого) и их влияние на его поведение во время совершения инкриминируемых ему деяний;
экспертиза физиологического (эмоционального) аффекта у обвиняемого (подсудимого) в момент совершения инкриминируемых ему деяний;
экспертиза способности несовершеннолетнего обвиняемого (подсудимого) с отставанием в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, в полной
мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими;
экспертиза по делам сексуального характера;
экспертиза психического состояния лица, окончившего жизнь самоубийством.

В гражданском процессе наиболее распространенными являются следующие виды судебно-психологических экспертиз, устанавливающих:
эмоциональное состояние;
способность стороны в процессе, в том числе несовершеннолетней, в полной мере осознавать значение своих действий и (или) в полной мере руководить ими;
способность сторон, свидетелей, как взрослых, так и несовершеннолетних, правильно воспринимать имеющие значение для дела обстоятельства и давать о них правильное объяснение, показания;
личностные особенности сторон в деле.

К компетенции эксперта следует отнести установление:
способности обвиняемых, с отставанием в психическом развитии, не связанным с психическим расстройством, полностью осознавать значение своих действий, их общественную опасность либо руководить ими;
способности обвиняемых, свидетелей, потерпевших, с учетом их индивидуально–психологических и возрастных особенностей, состояния, умственного развития правильно воспринимать имеющие значение для дела обстоятельства и давать о них правильные показания;
способности потерпевших по половым преступлениям правильно воспринимать характер и значение совершаемых с ними действий;
наличия (отсутствия) у субъекта в момент совершения противоправных действий состояния аффекта;
возможности возникновения различных психических состояний, препятствующих осуществлению профессиональных функций (в частности, взаимодействия с техникой);
психического состояния лица, покончившего жизнь самоубийством, в период, предшествовавший смерти;
наличия в показаниях лица, данных им в ходе допроса, признаков заученности, внушения, оказывавшегося на него психологического давления, которые могли бы свидетельствовать о недобровольности дачи показаний (в частности, по материалам видеозаписи, экспертиза может быть комплексной);
возможности подэкспертного быть лидером и инициатором преступного деяния, организатором преступной группы;
наличия в исследуемом тексте материалов националистического толка, проповедующих превосходство какой-либо нации и унижение, и оскорбление лиц других национальностей, наличия пропаганды идей, возникших в связи с разжиганием расовой, национальной и религиозной розни, пропаганды войны, культа насилия и жестокости; (экспертиза может быть комплексной);
наличия у лица возрастных и индивидуально–психологических особенностей интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы, характера, которые могли в существенной степени снизить способность подэкспертного понимать значение своих действий при осуществлении сделки;
наличия у лица индивидуально – психологических особенностей, которые могли бы оказать существенное влияние на глубину и интенсивность субъективных переживаний наступившего морального вреда;
психологически обоснованной целесообразности проживания ребёнка с матерью (отцом) в случае раздельного проживания родителей.

Судебно-психологическая экспертиза обвиняемых в убийстве, нанесении тяжкого и средней тяжести вреда здоровью:
Имеются ли у обвиняемого N. индивидуально-психологические особенности познавательной, эмоционально-волевой сферы, характера, которые могли существенно повлиять на его психическое состояние в период, предшествовавший криминальной ситуации и в процессе её развития?
Учитывая индивидуально-психологические особенности обвиняемого N., могли ли его отношения с потерпевшим М. в период, предшествовавший криминальному событию, существенно повлиять на сознание и деятельность N.? Если могли то, как именно?
Учитывая индивидуально-психологические особенности N. и содержание исследуемой ситуации, находился ли он в момент инкриминируемого деяния в психологическом состоянии (физиологический аффект, фрустрация, стресс, растерянность и т. д.), которое могло существенно снизить его способность осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими?
Какое влияние могло оказать на сознание и деятельность N. в момент совершения инкриминируемого деяния алкогольное опьянение?
Учитывая возрастные и индивидуально-психологические особенности, а также конкретные обстоятельства исследуемой ситуации, мог ли N правильно воспринимать происходящие события, понимать их, сохранять в памяти и давать о них адекватные показания?
Соответствуют ли показания N о его собственном поведении в исследуемой ситуации, выявленным у него психологическим особенностям?
Имеются ли в показаниях N признаки неестественности, заученности, психологические признаки скрываемых, ложных обстоятельств и конструирования ложных сообщений?
Какими психологическими факторами могут объясняться различия в показаниях обвиняемого N. на различных этапах следствия?

Судебно-психологическая экспертиза потерпевших по делам о посягательствах на половую неприкосновенность:
Имеются ли у потерпевшей N. индивидуально-психологические особенности интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы, характера, которые могли существенно повлиять на ее поведение в исследуемой ситуации? Имеет ли место отставание потерпевшей в психическом развитии?
В каком психическом состоянии находилась потерпевшая N. в исследуемой по настоящему делу ситуации?
Учитывая её психологические особенности и содержание криминальной ситуации, находилась ли потерпевшая N. под воздействием психического насилия, принуждения со стороны обвиняемого, могла ли она оказывать сопротивление?
Учитывая ее возрастные и индивидуально-психологические особенности, ее психическое состояние, а также конкретные обстоятельства исследуемой ситуации, могла ли потерпевшая N. правильно воспринимать происходящие события, совершаемые с нею действия, осознавать их характер и значение, сохранять в памяти и давать адекватные показания?
Обладает ли потерпевшая N. повышенной внушаемостью, повышенной склонностью к фантазированию, если да, то какое влияние это могло оказать на ее показания?
Имеются ли у потерпевшей N. индивидуально-психологические особенности, способствующие эротическим, сексуальным фантазиям?
Соответствуют ли показания потерпевшей N. о ее собственном поведении в ситуации, исследуемой в настоящем деле, выявленным у нее психологическим особенностям?
Какими психологическими факторами могут объясняться различия в показаниях потерпевшей N. на различных этапах следствия?
Если в процессе совершения с потерпевшей насильственных действий сексуального характера воля потерпевшей, ее способность к сопротивлению были подавлены, в какой момент это произошло, какие лица из числа причастных к происшедшему играли наибольшую роль в этом?
Учитывая особенности эмоциональной сферы потерпевшей N., может ли проведение очной ставки между ней и Обвиняемым привести к острой эмоциональной реакции, существенно затрудняющей ее способность давать показания?

Судебно-психологическая экспертиза обвиняемых и свидетелей по преступлениям, совершенных группой лиц:
Имеются ли у обвиняемого N. психологические особенности эмоционально-волевой сферы, характера, которые могли существенно повлиять на его поведение в исследуемой ситуации?
Учитывая его психологические особенности, в какой степени N. подвержен влиянию других лиц, если подвержен, то как это могло проявиться в исследуемой ситуации?
Учитывая его психологические особенности, а также содержание криминальной ситуации, мог ли N. быть лидером и инициатором преступного деяния?
В каком психологическом состоянии находился N. в период, предшествовавший криминальной ситуации и в момент совершения инкриминируемого ему деяния?
Находился ли N. момент совершения инкриминируемого ему деяния под психологическим давлением авторитарной личности, если да, то какой именно?
Учитывая его уровень психического развития, психологические особенности, конкретные обстоятельства криминального события, мог ли N. в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) и руководить ими?

Судебно-психологическая экспертиза несовершеннолетних обвиняемых:
Имеется ли у несовершеннолетнего обвиняемого N. не связанное с психическим расстройством отставание в психическом развитии? Если да, то мог ли он во время совершения общественно опасного деяния в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими?
Имеются ли у N. возрастные и индивидуально-психологические особенности, которые могли существенно повлиять на его поведение в исследуемой ситуации?
Учитывая его возрастные и индивидуально-психологические особенности, подвержен ли N. внушению, влиянию на его поведение других лиц? Если подвержен, то каким образом это могло проявиться в его поведении в исследуемой ситуации?
Учитывая конкретные обстоятельства криминального происшествия, в какой степени N. мог противостоять оказываемому на него психологическому давлению? Мог ли он, учитывая его индивидуально-психологические особенности, действенно противостоять оказываемому на него психологическому давлению?

Судебно-психологическая экспертиза по фактам аварий на транспорте и производстве:
Находился ли N в момент совершения аварии в психическом состоянии, которое могло оказать существенное влияние на качество выполнения профессиональных функций?
Мог ли N., учитывая его индивидуально-психологические особенности и психическое состояние, правильно оценить ситуацию (или её отдельные элементы), принять правильное решение и реализовать его?
Соответствует ли психический уровень сформированности у N профессиональных навыков требованиям конкретной ситуации?

Посмертная судебно-психологическая экспертиза:
Каковы были наиболее ярко выраженные индивидуально-психологические особенности эмоционально-волевой сферы, характера, личности N.?
Имеются ли признаки конфликтных отношений N. С кем-либо в период, предшествовавший его смерти?
Имеются ли признаки неблагоприятных психических состояний у N. В период, предшествовавший его смерти? Если имеются, то какими факторами могли быть вызваны такие состояния?
Учитывая его возрастные и индивидуально-психологические особенности, а также особенности отношений с ближайшим социальным окружением, находился ли N. В период, предшествовавший его смерти, в психическом состоянии, предрасполагающем к самоубийству?
Учитывая возрастные и эмоционально-волевые особенности N., был ли он склонен до возникновения конфликтной ситуации, к суициду?

Судебно-психологическая экспертиза видеозаписей следственных действий:
Имеются ли в показаниях подозреваемого N, данных им в ходе осмотра места происшествия с его участием (допроса и т.п.) с применением видеозаписи признаки оказываемого на него психологического давления, внушения, заученности, фантазирования, которые могли бы свидетельствовать о недобровольности либо несамостоятельности дачи показаний?
Имеются ли в тексте допроса, на ауди или видеозаписи признаки психического воздействия на N со стороны допрашиваемого или третьих лиц?

Основные вопросы, выносимые на разрешение судебно-психологической экспертизы по гражданским делам, связанным с причинением морального вреда:
Каковы основные индивидуальные особенности памяти, мышления, воображения, внимания N?
Имеются ли у N психологические особенности, существенно влияющие на способность правильно воспринимать последствия травмы, события?
Каковы основные психологические (характерологические, эмоционально-волевые, мотивационные или иные) особенности N?
Учитывая психологические особенности N и его психическое состояние, мог ли он правильно понимать значение нанесенной ему физической травмы?
Имеются ли у N индивидуально-психологические особенности, а если имеются, то какие, которые могли бы оказать существенное влияние на интенсивность и глубину субъективных переживаний наступившего морального вреда?
В какой мере отразился моральный вред, причиненный N, на основных показателях его психического состояния и деятельности?
В какой мере отразились события, связанные с причинением смерти М, на основных показателях психического состояния и деятельности N?
Усиливаются ли у подэкспертного N нравственные страдания в связи с постоянным контактом с местом гибели М?
Затронута ли иерархия основных жизненных ценностей N, не нанесен ли ей ущерб?
Имеются ли признаки иных неблагоприятных изменений в личности подэкспертного, если имеются, то в чем они выражаются?
Причинён ли N моральный вред подэкспертному исследуемым в настоящем деле событием? Каковы критерии оценки подэкспертным морального вреда?
Выносимые примерные вопросы на разрешение судебно-психологической экспертизы по гражданским делам, связанным с признанием сделки недействительной:
Имелись ли у N ндивидуально-психологические и возрастные особенности интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы, которые могли в существенной степени уменьшить его способность понимать значение своих действий при составлении завещания?
Имелись ли у N черты повышенной подчиняемости, подверженности чужому влиянию, внушаемости?
Имеются ли у подэкспертного N психологические особенности, существенно снижающие способность правильно воспринимать угрозу обмана при длительном психологическом воздействии в форме заботы, уговоров, внушения?
Мог ли N быть уверен в том, что произведённая с М сделка будет реализована только после смерти подэкспертного, а до этого момента он будет получать от М содержание и физическую помощь?
Находился ли N под влиянием заблуждения относительно предмета или мотивов сделки при заключении сделки?

Основные вопросы, выносимые на разрешение психологической экспертизы по обоснованию целесообразности проживания ребёнка с матерью (отцом) в случае развода родителей:
Какова эмоциональная и интеллектуальная привязанность малолетнего Р-о Данилы Дмитриевича, 24.08.2000 года рождения, к каждому из родителей (мать – Р-о Елена Викторовна, отец – Р-о Дмитрий Борисович)?
Какова психологическая совместимость малолетнего Р-о Данилы Дмитриевича с каждым из родителей?
Имеются ли у отца и у матери малолетнего Р-о Данилы Дмитриевича индивидуально-психологические особенности эмоционально-волевой сферы характера, которые могут отрицательно повлиять на воспитание ребенка – Р-о Данилы Дмитриевича?
С кем из родителей с психологической точки зрения целесообразно определить место жительства ребенка – Р-о Данилы Дмитриевича?
Какое влияние оказывают психологические особенности и особенности характера отца и матери малолетнего Р-о Данилы Дмитриевича на формирование его личности?

Судебно-психологическая экспертиза свидетелей:
Имеется ли у свидетеля N. выраженное снижение познавательных функций (внимания, ощущений и восприятий, памяти, мышления)?
Имеются ли у свидетеля N. признаки повышенной внушаемости?
Учитывая уровень развития познавательной сферы свидетеля N., а также конкретные условия, в которых происходило восприятие криминальной ситуации, мог ли свидетель воспринимать обстоятельства исследуемой ситуации, сохранять их в памяти и давать о них адекватные показания?

Психологический портрет неизвестного преступника (портретирование):
Учитывая характер совершенного криминального деяния в отношении Х, особенности её личности, межличностных отношений, какие могут быть особенности (половые, возрастные, мотивационные, индивидуально-психологические или иные) лица (лиц), совершивших данное криминальное деяние?
Какие психологические особенности потерпевшей, особенности ее межличностных отношений, социальной ситуации могли иметь отношение к совершенному криминальному деянию?
Основные вопросы, выносимые на разрешение психолого-лингвистической экспертизы:
В чём состоит смысл диалога между N и М?
Следует ли из содержания диалога между N и М, что N передал М деньги в сумме 50 тысяч рублей с целью вручения их должностному лицу, обещавшему решить вопрос о том-то?
Можно ли из содержания диалога между N и М сделать вывод о том, что N обещал М решить вопрос в его пользу с помощью должностного лица К, передав тому деньги в сумме 50 тыс. рублей?

Требования, предъявляемые к вопросам судебно-психологической экспертизы:
Вопросы не должны выходить за пределы компетенции эксперта.
Вопросы не должны носить правового характера.
Формулировки вопросов эксперту должны быть определенными, ясными (не двусмысленными), конкретными и по возможности лаконичными.
Перечень вопросов должен быть достаточно полным с тем, чтобы заключение эксперта носило исчерпывающий характер. В то же время необходимо ставить лишь те вопросы, выяснение которых диктуется действительной необходимостью.
Вопросы надлежит перечислять в строгой логической последовательности, формулируя вначале те, от решения которых зависит решение других.
Бесцельна постановка перед экспертом вопросов, которые при современном состоянии науки решить заведомо невозможно.