Автотехническая экспертиза в Волгограде

Автотехнические экспертизы являются весьма распространенными и выполняются практически во всех государственных экспертных учреждениях. Однако в последнее время многочисленность совершенных дорожно-транспортных происшествий (ДТП) и сложность этого рода экспертиз являются предпосылками выполнения большого количества этих экспертиз в негосударственных экспертных учреждениях и частными экспертами.

Дорожно-транспортное происшествие относится к числу наиболее частных инцидентов, и порой для выяснения их обстоятельств, которые необходимы при разрешении споров. Особенно теперь, когда обыденной нормой стала обязательная гражданская ответственность владельцев транспортных средств, потребность в подобных экспертных исследованиях существенно возросла.

Автотехническая экспертиза производится в целях установления технического состояния автотранспорта, механизма дорожно-транспортного происшествия (ДТП), а также транспортных средств, причастных к совершению ДТП и других обстоятельств, связанных с ДТП.

Автотехническая экспертиза позволяет:

исследовать обстоятельства дорожно-транспортного происшествия;
исследовать техническое состояние деталей и узлов транспортного средства;
исследовать следы столкновения на транспортных средствах и месте ДТП;
исследовать маркировочные обозначения транспортных средств.

Результативность судебной автотехнической экспертизы определяется качеством и полнотой представляемых эксперту материалов. К таким материалам можно отнести протоколы осмотров места ДТП, подробно иллюстрированные фототаблицы, чертежи, схемы, а также следующие сведения:

- о состоянии проезжей части дороги, ширине и типе покрытия, наличие тротуаров, обочин, кюветов, наличии и величине выбоин, уклонов, ям и прочие;
- о техническом состоянии и типе транспортного средства, его загруженности, координатах мета ДТП, длине следов колес и их характере;
- о положении транспортных средств относительно друг друга, о контактировавших частях транспортных средств;
- о погодных условиях, видимости и обзорности дороги с места водителя;
- о применении водителем экстренного торможения, о расстоянии, пройденном транспортным средством после появления помехи, в том числе в заторможенном состоянии;
- о наличии или отсутствии обозначенного пешеходного перехода в зоне видимости водителем участка ДТП, о расстоянии, пройденном пешеходом по проезжей части до места наезда, и о том, какой частью транспортного средства был сбит пешеход или нанесен удар другому транспортному средству;
- о действиях пешехода перед его выходом на проезжую часть (стоял, двигался в том же направлении, резко изменил направление движения);

Естественно все эти данные предоставляются в тех случаях, когда они могут быть установлены следствием или судом без экспертного исследования.

Вопросы, решаемые при установлении технического состояния транспортного средства:

1.Каково техническое состояние автотранспортного средства, его узлов, деталей, механизмов? Соответствует ли оно техническим нормам и иным требованиям безопасности движения и эксплуатации транспорта?
2.Исправно ли данное транспортное средство (механизм, узел, деталь)? Если нет, то в чем заключается неисправность? Когда она возникла (до, в момент, после ДТП)?
3.Повлияла ли данная неисправность на возникновение и развитие ДТП? Если да, то, каким образом? Каково влияние неисправности на управляемость транспортного средства?
4.Находится ли событие ДТП (столкновение, наезд, и прочие) в причинно-следственной связи с данной технической неисправностью?
5.Была ли техническая возможность предотвращения ДТП при том техническом состоянии транспортного средства, в котором автомобиль находился в момент происшествия?
6.Была ли возможность установления неисправности автотранспортного средства, повлекшего ДТП, водителем, лицами, ответственными за выпуск автомобиля в рейс?
7.Какие обстоятельства, связанные с техническим состоянием транспортного средства, способствовали или могли способствовать ДТП?

Вопросы, решаемые с участием эксперта-металловеда:

1.Вследствие чего произошел излом: удар, усталость металла, дефект изготовления?
2.Есть ли дефекты в данных узлах или деталях транспортного средства?
3.Соответствует ли материал детали проектно-расчетным и техническим нормам?
4.Как происходила коррозия металла деталей транспортного средства (равномерно, давно, недавно)?

Вопросы, решаемые для установления механизма дорожно-транспортного происшествия:

1.Каковы траектории (направления движения) и характер движения транспортных средств и других причастных к ДТП объектов (в том числе пешеходов) до удара (опрокидывания) транспортного средства?
2.Каков механизм развития ДТП от начальной и конечной фазы? Какова техническая характеристика каждой из фаз происшествия: начальной, кульминационной, финальной, конечной?
3.За какое время, данное транспортное средство могло преодолеть данный отрезок пути? Какова была скорость движения транспортного средства до столкновения (наезда)? Какова величина тормозного, остановочного пути?
4.Имел ли водитель техническую возможность предотвратить ДТП в данный момент времени? До какого момента у него была эта возможность? Как должен был действовать водитель в данной ситуации в соответствии с Правилами дорожного движения (ПДД), чтобы иметь возможность вовремя остановить транспортное средство? Какие пункты ПДД нарушены и существовала ли причинная связь между этими нарушениями и фактом совершения ДТП?
5.Где находилось место столкновения транспортных средств (место наезда на пешехода, место, где транспортные средства вошли в соприкосновение)?
6.Каково было взаиморасположение транспортных средств по отношению друг к другу (к преграде, расположение транспортного средства и пешехода) в момент удара и в другие моменты ДТП?

Вопросы, разрешаемые автодорожной экспертизой (технического состояния дороги, дорожных обустройств и внешних условий на участке ДТП):

1.Какова обстановка на месте ДТП: состояние дорожного покрытия проезжей части, обочин, территорий за пределами дороги? Каковы параметры и коэффициенты, характеризующие движение транспортных средств и иных объектов на месте ДТП? Имелись ли на месте ДТП уклоны дороги в продольном и поперечном направлениях?
2.Каковы условия видимости и обзорности с места водителя с учетом данных о дорожной обстановке, объектах, ограничивающих видимость и обзорность в тот момент времени, роста водителя и других его индивидуальных особенностей?
3.Была ли техническая возможность предотвратить ДТП с учетом состояния дороги, её обустройства (светофоры, дорожные знаки и т.п.) и других особенностей?
4.Какие обстоятельства, связанные с состоянием дорожной обстановки, способствовали возникновению ДТП (в том числе отсутствие дорожных знаков, их неправильное расположение и прочие)?